Глава 2
Шаманы и шизофрения
В последние годы этнографы и психологи заинтригованы вопросом:
насколько человеческий опыт сверхъестественного обязан умственному
расстройству, трансу или приёму известных веществ? В предыдущей главе
мы обсуждали характеристики шаманизма, наиболее архаичной религиозной
технологии. Теперь мы хотим показать, в какой мере процедура отбора и
инициации молодого шамана и усилие, направленное на психическую
реорганизацию при некоторых формах шизофрении – одно и то же. Если, как
мы предполагали ранее, ум и его скрытое бессознательное содержимое
зачинаются на уровне субмолекулярных взаимодействий, резонно
предположить, что в основе вывала участков бессознательного как в
шаманизме, так и при шизофрении – один и тот же механизм выброса
медиаторов. Сопоставление вышеупомянутых явлений не только прольёт
свет на процессы, запускающие доступ к бессознательному материалу, но и
подскажет способы контроля этих процессов. В шизофрении фаза
невменяемости может быть вытеснена сознательным контролем над
необычной реальностью. Для шизофрении это, скорее, исключение. В
шаманизме же это – правило, необходимый шаг, сине куа нон.
Главная трудность в нозологической формулировке психического
расстройства вообще и шизофрении в частности – это что любое определение
неизбежно отражает культурный стереотип, на основании которого и
формируется. Поведение, считающееся ненормальным или патологическим в
одной культуре, может быть в рамках нормы в другой. Вера в магию – или
показатель параноидного бреда в одной культуре, или отражает
господствующие взгляды в другой.
Для нашей задачи мы определяем абнормальное поведение как поведение,
отличающееся от принятых культурных стандартов по причине внутреннего
конфликта или кризиса в жизни пациента. Безотносительно к стандартам
нормативного поведения, принятым в обществе, где этот кризис произошёл.
Основное отличие нормального и абнормального поведения лежит не во
внешних проявлениях конфликта, но в различных отношениях к жизненному
кризису и путям его разрешения в различных культурах.
Термин шизофрения используется для обозначения класса разнородных, но
связанных общим критерием психических расстройств, обычно
проявляющихся как полный уход от реальности во внутренний процесс, как
следствие сменяющийся дезинтеграцией личности. Раньше шизофрению
называли деменция прэкокс (раннее слабоумие), подразумевая тем самым
патологическое состояние, прогредиентное с детства. В 1896 году психолог
Kräpelin выявил в шизофрении три подтипа, приписав каждому из них
органическое или эндогенное происхождение. Позже классификация
расширилась. Четвёртый подтип – тривиальную шизофрению – сочли
проявлением кризиса в жизненной ситуации больного.
Бойсен (1936) перечисляет следующие подтипы шизофрении (в его
терминологии – ранней деменции, подчёркнуто им):
Накопленный опыт позволят думать, что есть dementia præcox как стиль
жизни, и есть dementia præcox как попытка реорганизоваться (стр. 314) –
1) Тривиальная шизофрения определяется у индивидуумов, ушедших в
мир фантазии и легкодостижимых наслаждений в тихом
помешательстве. Этот тип шизофрении выражает стиль жизни
2) Паранойяльная шизофрения характеризуется неспособностью пациента
признать ошибку или поражение и происходящей в результате
подтасовкой представлений. Пациент деформирует своё видение
реальности с целью сберечь концепцию отношения к внешнему миру,
на которой построена его психическая организация. Этот тип также
представляет стиль жизни
3) Кататоническая шизофрения представляет собой отчаянную попытку
реорганизоваться перед лицом опасности. Двигательные нарушения
часто принимают форму ступора (каталепсия) или порывистых
метаний (кататония) и могут рассматриваться как тяжёлая форма
невроза страха
4) Гебефрения есть последняя стадия пораженческих настроений или
деморализации вследствие неудачной попытки реорганизации. Речь
обыкновенно теряет логическую последовательность, индивид глупит,
ведёт себя распоясано, становится вульгарным, наполнен странными
идеями