Если задуматься на тему постфилософии, можно продолжить цепочку: постчеловек, постнаука, постполитика, постистория и т.д. близкой темой – посткультура или постикусство. Есть надежда, что это поможет, как писал товарищ Дугин, самим разбираться, осмыслять развертывающиеся вокруг явления, следить за изменениями в мире для начала выбрав знакомую в известной степени отрасль.
Как известно, стремление к новизне, отказ от принципов классического искусства характеризуют эпоху модерна. Эстетические категории «прекрасное», «возвышенное» стали вытесняться категорией «безобразное» и это становилось нормой. Жесткие звучания в произведениях С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шенберга и др., где даже лирика насыщена диссонансами, всю дорогу альтерации (когда в традиционных аккордах происходят повышения и понижения ступеней) и т.д. Если проследить, то новый музыкальный язык, поиск новых, «других» средств выразительности начинается еще со времен критического реализма в России; уже не все так оптимистично и гладко как во время господства классицизма.
Но чем дальше, то есть ближе к современности, тем интереснее. По мнению некоторых ученых, наступление эпохи посткультуры несет смерть высокой культуры, конец духовности. Не секрет, что границы и критерии искусства размываются, происходит уравнивание произведений искусства с остальными вещами цивилизации. Навязываются предпочтения «красоты» телесной, превозносятся качества, которые с точки рассмотрения эстетических категорий являются противоположными «прекрасному».
Если в большинстве случаев европейских фильмов, клипов еще можно иногда усмотреть некую символику, какой-то смысл, то в работах «отечественных производителей» все это напрочь отсутствует. (Например, русская эстрада копирует, но не понимает что. Даже при наличии того же набора картинок, что и в первоисточнике, нет целостного содержания в силу отсутствия последовательности, которую чтобы понять, нужно думать!). Эта «клочкообразность», совмещение несовместимого в принципе характерна для эпохи постмодерна.
Профессиональное искусство последних десятилетий 20 века, возьмем музыкальное, только начинает осмысляться в ракурсе постмодерна, как бы «post faktum». Мне в этой теме интересен тот момент, чем я и хочу поделиться, что в отличие от философии, эстетики и прочих, где парадигмы традиции, модерна и постмодерна довольно отчетливо прослеживается, в музыкальном искусстве не такое разделение. Здесь традиция является неотъемлемой частью любого направления, к какой бы парадигме оно не относилось. Сейчас хотелось бы коснуться концепции традиции в посмодернистской музыкальной практике.
Представим, что искусство – это есть человек, который на протяжении долгого времени эволюционировал и формировался. У него есть определенный набор характеристик, как и в нашем временнОм и выразительном искусстве сформировались некие традиционные закономерности, каноны, которые в современности получают новую трактовку, понять которую можно обратившись к проблемам постмодернизма. Скажу в общем, без примеров (думаю, они не сильно нужны). Новые концепции традиции – это принцип множественности и смешение ценностей; пародирование разных традиций (приемов и стилей разных эпох), их ироничное переосмысление, сочетание этих разновременных традиций в одном произведении; заимствование формы, но не содержания; интертекстуальность в контексте бесовской текстуры. Сам композиторский процесс сейчас зачастую не имеет ни начала, ни конца сосуществуя с простым копированием, созданием интеллектуальных головоломок, опираясь на «отработанные» клише, стилизации в общем ризоматическом потоке.
Мир вокруг нас стремительно меняется, что отражается в философии, эстетике, искусстве. Полное отрицание традиции в парадигме модерна, в постмодерне сменилось сосуществованием «нового» и «старого» местами в парадоксальных формах в искусстве, где «диалог» стилей, «диалог» эпох свидетельствует о тенденции множественности традиций, делимости на части. Человек при всем этом вроде бы тот же самый, но его «грани» как в кубике-рубике пермещаются создавая новые сочетания цветов. Уже наличие этих «граней» показывает, что человек не «неделимая вещь», и, продолжая аналогию человек – искусство, понятен становится смысл термина дивидуум, который характеризует постчеловека.