
Из книги пятой:
...
Приказание Нагваля состоит в том, что ты должен переменить свой путь
и идти с нами. Это означает, что ты должен заниматься
с_н_о_в_и_д_е_н_и_е_м_ вместе с нами и выслеживанием вместе с Хенарос. Ты
больше не можешь себе позволить быть там, где ты находишься, на ужасающей
стороне своего второго внимания. Если твой Нагваль снова выйдет из тебя,
эта встряска может убить тебя. Нагваль сказал мне, что человеческие
существа являются хрупкими созданиями, состоящими из многих слоев
светимости. Когда ты _в_и_д_и_ш_ь_ их, кажется, что они имеют волокна, но
эти волокна являются слоями, как у луковицы. Встряски любого рода
разделяют эти слои и могут даже вызвать смерть человеческих существ.
Она встала и повела меня обратно в кухню. Мы сели лицом друг к другу.
Лидия, Роза и Жозефина были заняты во дворе. Я не мог видеть их, но я мог
слышать, как они разговаривают и смеются.
- Нагваль сказал, что мы умираем потому, что наши слои становятся
разделенными, - сказала ла Горда. - встряски всегда разделяют их. Однако
иногда встряска является такой сильной, что слои высвобождаются и больше
не могут собраться вместе.
- Ты когда-нибудь видела слои, Горда?
- Конечно. Я _в_и_д_е_л_а_ человека, умиравшего на улице. Нагваль
сказал мне, что ты тоже нашел умиравшего человека, но ты не смог 'видеть'
его смерть. Нагваль дал мне возможность видеть слои умирающих людей. Они
были там как-будто сходящие с некоторой луковицы. Когда человеческие
существа здоровы, они похожи на светящиеся яйца, но если они повреждены,
они начинают облезать, словно луковица.
Нагваль сказал мне, что твоё второе внимание настолько охреневшее,
что оно порой тебя всего выворачивало наружу. Ему и Хенаро приходилось
удерживать твои слои вместе, иначе ты бы умер. Вот почему он считал, что у
тебя может быть достаточно энергии для того чтобы вытащить свой нагваль
наружу дважды. Ты сделал это более чем дважды, так что ты можно сказать
пересёк черту. У тебя больше нет энергии для того чтобы удержать свои слои
вместе, в случае другой встряски.
Нагваль доверил мне позаботиться об остальных. В твоём случае я
должна помочь тебе стянуть потуже твои слои. Нагваль сказал, что смерть
расталкивает слои по сторонам. Он объяснил мне, что центр нашей светимости
- внимание нагваля, всегда выталкивается наружу, и это то, почему теряются
слои. И тогда для смерти легко проникнуть между ними, полностью растолкав
их по сторонам. Маги должны делать лучшее из того что они могут, для того,
чтобы держать свои слои закрытыми. Вот почему Нагваль обучал нас
'сновидению'. Сновидение потуже стягивает слои.
Когда маги обучаются сновидению, они скрепляют вместе свои два
внимания и тут уже больше нет нужды этому нашему центру выталкиваться
наружу.
- Ты подразумеваешь, что маги не умирают?
- Это правда. Маги - не умирают. ["Маги не делают умирание".]
- Ты считаешь, что никто из нас не идёт к смерти?
- Я не подразумевала нас. Мы ничто. Мы уродцы, ни здесь ни там. Я
подразумевала магов. Нагваль и Хенаро - маги. Оба их внимания так слиты
вместе, что возможно они никогда не умрут.
- Это Нагваль сказал так, Горда?
- Да. Он и Хенаро, оба говорили мне это. Незадолго до того, как они
ушли, Нагваль дал нам объяснения про силу внимания. До этого я никогда не
знала про тональ и нагваль.
И ла Горда расказала, каким путём Нагваль объяснил им фундаментальное
разделение на тональ и нагваль. Однажды Нагваль собрал их всех вместе,
чтобы отправиться на длинную прогулку к заброшенной, каменистой долине в
горах. Он собрал большой, тяжёлый узел со всяческими вещами. Даже положил
туда радиоприёмник Паблито. Он дал нести узел с вещами Жозефине, и
разместил довольно тяжёлый стол на плечах Паблито. После чего все они тронулись в путь. Он сделал так, что все они по очереди несли узел и стол,
пока шли, почти сорок миль, к этому необитаемому месту высоко в горах.
Когда они прибыли туда, Нагваль приказал Паблито поставить стол в
самом центре долины. Затем он попросил Жозефину выложить содержимое узла
на стол. Когда стол таким образом был накрыт, он объяснил им разницу между
тоналем и нагвалем в тех же самых терминах, которые он использовал, когда
объяснял это мне в ресторане, в городе Мехико. За исключением того, что в
их случае пример, который он привёл, был бесконечно более наглядным.
Он поведал им, что тональ был порядком, который мы осознаём в нашем
ежедневном мире, и что также это - личный порядок, который мы несём
через жизнь на своих плечах, подобно тому как они несли этот стол и узел.
Личный тональ каждого из нас был подобен столу в этой долине, - маленький
остров, наполненный вещами, с которыми мы знакомы. Нагваль, с другой
стороны, был необъяснимым источником, который держал этот стол на месте и
был подобен простору этой пустынной долины.
Он сообщил им, что те маги, которые были обязаны наблюдать свои
тонали издали для того, чтобы иметь большую власть над тем, что реально
их окружает... Затем он заставил их взобраться на гребень горы, откуда они
могли обозревать всю долину. С того места, где они находились, стол был
почти неразличим. Потом они вернулись к столу, и он заставил каждого из
них полежать на куче вещей, разложенных на столе, для того чтобы показать,
что средний человек не имеет такой власти как маг, потому что средний
человек находится наверху стола, удерживаемый на каждой из этих своих
вещей.
Следующей процедурой было то что он заставил каждого из них бросить
один небрежный взгляд на объекты на столе и затем проверял их возможности
вызова воспоминаний, беря что-нибудь и пряча это, чтобы посмотреть, будут
ли они внимательны. Все они в этой проверке показали себя блестяще.
Объясняя им происходящее, он подчеркнул, что их способность так легко
запоминать предметы на столе проистекает из того факта, что все предметы
были разработаны их "вниманием тоналя", или их "вниманием над столом".
Затем он попросил их так же оглядеть всё что находилось под столом и
проверил их способность вызова воспоминания, удаляя камни, веточки, либо
что-нибудь ещё, из того что там было. Никто из них не смог запомнить, что
они видели под столом.
Потом Нагваль смёл все предметы с поверхности стола и заставил
каждого из присутствующих по очереди лечь поперёк стола на живот и с
большой осторожностью осматривать землю внизу. Он объяснил им, что для
мага нагваль был территорией, находящейся как раз под столом.
Поскольку было немыслимо охватить необъятность нагваля, как например
обнять это обширное необитаемое пространство, маги взяли в качестве сферы
своей деятельности - область, непосредственно под островом тоналя, что
можно изобразить наглядно, как то, что было под этим столом. Эта область
была сферой, которую они назвали "вторым вниманием", или "вниманием
нагваля", или "вниманием под столом". Это внимание достигалось только
после того как воины сделали поверхности своих столов чистыми. Он сказал,
что достижение второго внимания делает два внимания одной единицей (одним
целым) и эта единица называется целостностью самого себя ("вся сумма, всё количество целиком" самого себя).
Ла Горда сказала, что его демонстрация оказалась настолько ясной для
неё, что она поняла, почему Нагваль заставил очистить её собственную
жизнь, её "остров тоналя", как он называл это. Она прочувствовала, что ей
в самом деле повезло в том что она следовала всем советам, которые он ей
давал. Она всё ещё находится далеко от того чтобы объединить свои два
внимания, но её усердие дало в результате некоторую безупречность в её
жизни, что, как он уверил её, является единственным путём для неё к тому,
чтобы сбросить человеческую форму. Потеря человеческой формы была
необходимым условием для объединения двух вниманий.
- Внимание под столом - это ключ ко всему, что делают маги. -
продолжила она. - Чтобы мы могли достичь этого внимания, Нагваль и Хенаро
обучали нас 'сновидению'. А тебя, к тому-же, они учили использовать
растения силы. Я не знаю, что они делали с тобой для того чтобы научить
как захватывать твоё второе внимание с растениями силы, но чтобы научить
нас, как делать 'сновидение', Нагваль обучил нас созерцанию.
Он никогда не говорил, что он на самом деле делает с нами. Он просто
учил нас созерцать. Мы никогда не имели знания о том что созерцание - это
путь к тому чтобы поймать в ловушку своё второе внимание. Мы думали, что
пристальное созерцание было просто для забавы. Это было не так. Сновидцы
должны стать пристальными созерцателями прежде, чем они смогут
захватить своё второе внимание.
...